Фракция «Яблоко» в МГД и муниципальные депутаты обсудили проект бюджета Москвы и перспективы сотрудничества

22 октября в Центре новой муниципальной политики партии «Яблоко» состоялась встреча партийной фракции с муниципальными депутатами, избранными от партии. При обсуждении проекта бюджета Москвы на 2020-2022 годы и внесения поправок депутаты вырабатывали алгоритмы работы для взаимодействия в будущем.

«С появлением в Московской городской Думе фракции «Яблока» оппозиционный депутатский корпус, ранее представленный в столице лишь на муниципальном уровне, становится серьезной политической силой», — говорит руководитель Центра новой муниципальной политики, муниципальный депутат района Строгино Ирина Копкина. Представительная власть, фактически лишенная полномочий серьезно влиять на политику в своих районах, в связке с законодательной будет способна представить москвичам реальную повестку перемен общегородского масштаба. Первым шагом объединенной команды депутатов-яблочников станет реформирование бюджетного процесса в столице.

budjet22102019_13.jpgИрина Копкина

Впрочем, серьезно критиковать бюджетную политику Москвы и требовать приведение бюджетного процесса в соответствие с федеральным законодательством «Яблоко» начало задолго до появления фракции. Председатель партии Эмилия Слабунова совместно с главами муниципальных образований, где оппозиционные демократические депутаты составляют большинство, и кандидатами в МГД обратилась с запросами в Правительство Москвы и Мосгордуму.

budjet22102019_1.jpgЭмилия Слабунова

Яблочники потребовали объяснить, почему у Москвы нет стратегии социально-экономического развития, предусмотренной федеральным законом, почему Москва остается единственным городом страны, который не представлен в Стратегии пространственного развития России до 2025 года.

Политика, когда у мегаполиса со вторым по величине бюджетом в мире отсутствуют четкие рамки и критерии развития, ведет к ошибочным, ситуативным и хаотичным решениям бюрократии, к доминированию интересов коммерческих кампаний.

Однако и мэрия, и руководство Думы, фактически проигнорировало запросы, внятных ответов не последовало. «Яблоко» будет обращаться по этому поводу уже в прокуратуру. Выступая перед участниками депутатской встречи, Эмилия Слабунова выразила надежду, что теперь эти вопросы зададут руководству Мосгордумы сами депутаты.

Как отметил руководитель фракции «Яблоко» в МГД Максим Круглов, депутатам МГД и корпусу оппозиционных муниципальных депутатов совместно предстоит изменить практику принятия важнейших для Москвы решений — с тихого и кулуарного на открытую и публичную. Победа на выборах в МГД оппозиционных депутатов стала для московских властей неожиданностью, и она уже оказала влияние на формирование проекта бюджета: понимая, что документ подвергнется жесткой критике, его «сделали чуть более социальным, чем в предыдущие годы».

budjet22102019_2.jpgМаксим Круглов

Тем не менее, в предложенном правительством Москвы варианте бюджета остается много абсурдных перекосов. Так, например, поддержка СМИ, которые пиарят деятельность правительства Москвы, в несколько раз превышает расходы на окружающую среду или расходы на охрану материнства и детства.

«Наша задача этому противостоять и объяснять это москвичам. Для этого необходимо добиваться прозрачности формирования бюджета и публичности процедуры его принятия», — говорит Круглов.

Елена Морозова, руководитель аппарата фракции партии «Яблоко» в Мосгордуме, представила дорожную карту по утверждению бюджета и пошаговую инструкцию по внесению поправок для муниципальных депутатов. В своем выступлении она особо отметила необходимость и, что еще более важно, реальную возможность введения процедуры публичных слушаний при принятии бюджета после того, как в Мосгордуме, наконец, появилась по-настоящему оппозиционная фракция:

«Москва — единственный субъект в Российской федерации, где публичные слушания при принятии проекта бюджета не проводятся. Но сегодня мы можем ставить вопрос о проведении публичных слушаний по бюджету, в действующем законодательстве имеются все достаточные для этого основания».

budjet22102019_3.jpgЕлена Морозова

Елена Морозова обратила внимание всех депутатов, что проводиться публичные слушания по бюджету должны в порядке, определенном именно Мосгордумой. Это вопрос, который фракция партии «Яблоко» будет поднимать в Мосгордуме». Глава аппарата выразила уверенность, что «Яблоко» поддержат и другие оппозиционные фракции в МГД.

О необходимости привлечения гражданского общества, широких масс горожан к обсуждению бюджета в своем выступлении говорила Юлия Галямина, муниципальный депутат Тимирязевского района.

budjet22102019_4.jpg

«Наша задача — предлагать содержательные поправки, менять политическую культуру в городе с точки зрения участия общества в бюджетном процессе».

Она предложила коллегам присоединиться к работе по созданию сайта о бюджете Москвы, простого и понятного для горожан. По ее мнению, участие оппозиционных кандидатов в формировании бюджета, других реальных содержательны документов, «создает новое позиционирование оппозиции», что они не только критикуют и выходят на улицу, «хотя и это тоже важно».

Депутат Мосгордумы Дарья Беседина на примере проекта транспортного бюджета показала, как необходимо оценивать бюджетные траты. На одном слайде, просто и наглядно, она продемонстрировала отсутствие стратегии и несоответствие реальной и декларируемой политики московских властей в сфере транспорта. Согласно предложенному проекту бюджета, самая большая доля расходов будет потрачена на автомобильный бюджет — ремонт и строительство дорог.

budjet22102019_5.jpgДарья Беседина

«Автомобильный бюджет — это не бюджет развития, это бюджет деградации транспортной системы. Мы никогда не решим проблему пробок, если у нас в городе будет такой бюджет».

Кроме того, по ее мнению, строительство дорог является чрезвычайно коррупционноемким.

О том, как можно снизить риски при проектировании бюджета, коллегам рассказал Алексей Карнаухов, муниципальный депутат района Хамовники, руководитель Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко». Ключевой проблемой является все та же непрозначность бюджета:

«Именно с этого начинается коррупция – с бессмысленных, раздутых и непрозрачных статей расходов».

budjet22102019_6.jpgАлексей Карнаухов

Одним из ключевых решений снижения коррупции в бюджетной сфере может стать публичность при принятии бюджета, все те же публичные слушания. Также, по его мнению, необходимо вводить инициативное бюджетирование – технологию, когда жители сами решают, на что потратить часть бюджета.

Теме распределения бюджета было посвящено и выступление главы муниципального округа Якиманка Андрея Морева. По его мнению, резерв мэра столицы и средства, предназначенные на увеличение дорожного хозяйства, необходимо перераспределить в пользу местного самоуправления и на стимулирование бизнеса: расходы по последней статье в предложенном проекте бюджета сокращены на 10 млрд. Прозрачным необходимо сделать и распределение средств по районам.

budjet22102019_9.jpgЕлена Русакова

Елена Русакова, глава муниципального округа Гагаринский, поделилась с коллегами опытом по изысканию в проекте бюджета средств для внесения поправок. Для этого необходимо пересмотреть отраслевые нормативы, на основании которых рассчитывается бюджет: «Многие из них устарели, не менялись десятилетиями, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня». С соответствующими запросами необходимо обращаться к депутатам МГД, у которых есть полномочия для корректировки нормативов. В частности, давно требуют изменений нормативы, касающиеся местного самоуправления.

Депутат МГД, председатель комиссии по образованию Евгений Бунимович уже начал сотрудничество с муниципальными депутатами Москвы в части формирования бюджета на образование. Он уже трижды избирался депутатом Мосгордумы, поэтому поделился опытом с более молодыми коллегами. Очевидно, что подавляющее большинство поправок, предложенных оппозиционными депутатами, будут отклонены. Но также очевидно, что формировать предложения по альтернативному бюджету необходимо — как минимум, их очень внимательно изучают в правительстве, и, возможно, они появятся в проекте бюджета на следующие годы, но уже предложенные правящей партией.

budjet22102019_10.jpgЕвгений Бунимович

«Это не очень приятно с точки зрения перехватывания инициативы, но с точки зрения города это нормально. Главное, чтобы это все реализовывалось», — сказал Бунимович.

Отвечая на вопросы, он подтвердил, что фракция «Яблоко» будет совместно голосовать с другими оппозиционными фракциями по важнейшим социальным вопросам.

Помимо внесения поправок в проект бюджета у муниципальных депутатов есть и другие способы влиять на его формирование, например, через участие в разработке бюджетных программ. Тот факт, что огромное количество ресурсов предложенного проекта бюджета Москвы на направляется через так называемые программные статьи, Нодари Хананашвили, муниципальный депутат Академического района, много лет занимающийся бюджетной аналитикой, назвал одним из самых очевидных его недостатков: формирование программ остается закрытым, неподконтрольным депутатам и гражданскому обществу.

Как выход из сложившегося положения он предложил депутатам включаться в обсуждение при подготовке предпроектных разработок, требовать включения в рабочие группы специалистов при обсуждении параметров, которые закладываются в эти программы. Причем, делать это необходимо делать как на городском, так и на муниципальном уровне.

budjet22102019_11_1.jpgНодари Хананашвили

Помимо увеличения бюджетов муниципальных образований и расширения полномочий депутатов, Нодари Хананашвили обозначил еще одну задачу: выделение средств муниципалитетов на повышение квалификации, причем не только самих муниципальных депутатов (пока это право распространяется только на глав МО), а, что еще важнее, — на активистов, которые с ними работают.

«Когда закончится наша каденция, мы должны быть уверены, что вокруг нас большое количество активистов, которые созрели для депутатства и освоили целый ряд компетенций муниципального управления».

Депутат отметил необходимость руководствоваться технологией «прозрачный бюджет», с помощью которой можно добиться того, чтобы принимаемый бюджет был понятен не только глубоким специалистам, но и гражданам. И проводить эксперименты по т.н. «инициативному бюджетированию», когда граждане, прежде всего, на муниципальном уровне, могли самостоятельно и осмысленно принимать решения о том, на что в их районе должен быть израсходован некоторый объём бюджетных средств.

budjet22102019_7.jpgНиколай Рыбаков

Заместитель председателя партии Николай Рыбаков отметил, что у «Яблока» есть огромный опыт по составлению альтернативных бюджетов в регионах. И его необходимо использовать в Москве, где власти привыкли к тому, что «все проходило тихо-гладко». В Мосгордуме не было даже профильной комиссии по бюджету, хотя именно она должна давать заключение на проект бюджета.

«Нужен не только контроль за московским бюджетом, нужна реальная федеральная бюджетная реформа. Которая в том числе вернет контрольные функции в региональные парламенты, которые забраны многочисленными поправками Бюджетного кодекса последних лет», — резюмировал свое выступление Николай Рыбаков.

budjet22102019_8.jpg

Итоги встречи депутатов подвел Максим Круглов. Одной из самых значимых задач фракции «Яблоко» в МГД он назвал привлечение москвичей к управлению городом, возвращение политики в Москву, в Московскую городскую Думу. Первостепенное значение в этом процессе будет занимать работа с муниципальными депутатами, потому что в цепочке власти муниципальный депутат находится ближе всего к человеку.

«Нам нужно всем вместе создавать институты прямой демократии, а, значит, и менять систему власти в Москве. Ничего настоящего, серьезного и содержательного у нас у фракции, без большой, серьезной работы с муниципальными депутатами не получится».

Встречи депутатов МГД и муниципальных депутатов на базе Центра новой муниципальной политики партии «Яблоко», на которых они будут обсуждать актуальные городские проблемы и вырабатывать стратегии их решения, будут проходить каждый месяц.